Световые, звуковые и другие раздражения

Применяют одиночные или сдвоенные короткие вспышки яркого света или звука, ритмичные световые и звуковые раздражения и их комбинации. Для этой цели промышленность специально изготавливает фоно-фото-стимуляторы.

Применение светового или звукового раздражения в условиях патологии дает возможность выявить на электроэнцефалограмме асимметрию в электрической активности головного мозга, фокальные быстрые или медленные волны, патологическую активность.
Следует, однако, отметить, что более эффективной функциональной нагрузкой в клинической электроэнцефалографии считается ритмичное раздражение.

У здоровых людей ритмичная стимуляция (особенно световая) сопровождается появлением на электроэнцефалограмме ритмов, соответствующих частоте раздражения. Впервые ее предложил в 1934 г. Adrian, назвав реакцией усвоения ритма (1941). Подробно изучив это явление, М. Н. Ливанов (1940) обратил внимание, что изменение частоты ритма на электроэнцефалограмме под влиянием ритмичного светового раздражения происходит не плавно, а скачками, и что при этом особенно усиливается доминирующий в электрической активности головного мозга ритм, удерживаясь на электроэнцефалограмме и по прекращении раздражения.

Дальнейшие исследования, подтвердив и уточнив эти наблюдения, показали и возможность выявления на электроэнцефалограмме при таком раздражении ритмов, кратных частоте раздражения. Оказалось, что частотно-гармонический состав реакции перестройки корковой ритмики может служить хорошим показателем преобладания в коре процесса возбуждения (в случае выявления высоких гармоник) или торможения [уменьшение числа высоких гармоник и (или) доминирование низкочастотных гармонических составляющих] (Н. Зислина, 1956; Е. Н. Соколов, 1958; П. В. Мельничук, 1958; Н. Н. Данилова, 1961, и др.).

Было также обнаружено, что эта реакция более отчетливо выявляется у лиц с хорошей депрессией альфа-ритма на свет; она лучше выражена у женщин, чем у мужчин, причем в молодом возрасте более ясно выявляется следование за медленным, а у пожилых за частыми ритмами раздражения. Реакция усвоения ритма обнаруживает зависимость от характера, настроения, эмоционального состояния исследуемого: при депрессии легче усваиваются более медленные — до 10 в секунду ритмы, тогда как в состоянии тревоги, беспокойства наблюдается следование за быстрыми частотами (15 в секунду и выше). Нередко ритмичная фотостимуляция может не только перестроить корковую ритмику, но и вызвать ее появление (П. И. Гуляев, 1950; Mundy-Castle, 1953; В. А. Ильянок, 1959, 1961; К. Г. Гусельников и др., 1960; А. Я. Супин, 1963, и др.).

При различных заболеваниях головного мозга реакция усвоения ритма часто нарушается: следование смещается в сторону только быстрых или, наоборот, медленных частот, становятся асимметричным или вообще исчезает. Применение ритмичной световой стимуляции, усиливая патологическую активность или провоцируя ее’-, дает возможность установить фокальность мозгового поражения и выявить наличие диффузных изменений электрической активности головного мозга.

Вы видите в своем ребенке спортивный потенциал? Поможет развить его способности школа вратарей arenamorozovo.ru. Опытные тренера разовьют в вашем ребенке чемпионский стимул.

 
Статья прочитана 79 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Наши контакты

Тел.      

Skype  

ICQ