Этиология основных структур возбудителей вич
В доступной нам литературе не оказалось статей, на которые мы могли бы сослаться, по прямой оценке устойчивости ВИЧ во внешней среде. Но ответ на вопрос, тем не менее мы дадим. Несмотря на то, что наружная оболочка ВИЧ представляет из себя в основе нежную мембрану, позаимствованную вирусом в процессе его морфогенеза от человеческой клетки, приходится думать, что в отношении своего инфекционного потенциала для ситуации «in vivo» этот вирус весьма устойчив возможно даже и после денатурации оболочки вирионов.
Почему. Потому что, как известно, например, некоторая часть распространения этой инфекции по миру произошла с коммерческими препаратами из человеческой крови американского производства факторами свертываемости, возможно и другими препаратами. Следовательно, вирус, точнее его инфекционный потенциал которым могут обладать вирионы с поврежденной оболочкой, но сохранным геномом и сервисными ферментами, выдерживает не просто пребывание вне организма человека, но и процедуры выделения, очистки, стерилизации, хранения и транспортировки препаратов из крови человека.
В этой связи мы возвращаем внимание читателей к работе Neumann P. et al. 1990, в которых авторы зарегистрировали инфицирование ВИЧ шести пациентов с гемофилией, получивших в качестве заместительной терапии фактор VIII, приготовленный из скринированной крови и кроме того прогретый при 60С в течение 30 часов. Прежде, чем начать перечислять дезинфицирующие средства и методы мы дадим свой комментарий относительно методов проверки эффективности дезинфекции. Экспериментальные методы проверки эффективности дезинфекции — это исключительно тесты на культурах клеток in vitro, которые пытаются заразить препаратами вируса, подвергнутыми той или иной дезинфицирующей обработке.
Очевидно, что это по существу неадекватно оценке степени утраты вирусом инфекционности применительно к ситуации попадания препарата вируса в огранизм человека. Например, для инактивации инфекционности ВИЧ для тестов in vitro действительно достаточно широко описанного прогрева вируссодержащего материала при 56С в течение 30 минут. Однако как мы написали в предыдущем абзаце для инфицирования in vivo дееспособен материал, прогретый при 60С в течение 30 часов. Чем отличается ситуация в культуре клеток in vitro от ситуации in vivo.
При прогреве вируса вероятно происходит тепловая денатурация оболочечных белков, возможно диссоциация большей части рецепторного белка gpl20 с поверхности вирионов. В результате в культуре клеток in vitro такие вирионы покажут свою неспособность инфицировать СЭ4-положительные клетки только такие и применяют в настоящее время в качестве тест-культур, как наиболее восприимчивые к ВИЧ.
Но при попадании такого прогретого или иначе инактивированного ВИЧ вируса in vivo могут произойти, во-первых, ренатурация конформации рецепторных оболочечных белков, во-вторых, СБ4-независимое инфицирование каких-либо клеток-мишеней, в-третьих, фагоцитоз вирионов с «поплохевшей» оболочкой макрофагами или дендритными клетками, в-четвертых, рекомбинация подпорченных снаружи ВИЧ с другими вирусами при ко-инфекции с образованием активных псевдовирионов, о которых мы много писала в предыдущих разделах, и т.д.