Как помочь первоклашке справиться с психологическими проблемами
Первое сентября — это не просто праздник для идущих в первый раз в первый класс, но и начало очень важного и критического жизненного периода. Сегодня детский психологический центр в Ростове-на-Дону охотно согласился нам помочь и его сотрудники рассказали, как можно облегчить проблемы первоклассников в их школьной жизни.
1. Психоэмоциональный стресс
Наиболее трудно первокласснику в первые две-три недели. Здесь идет перенапряжение всего детского организма, начинается повышенная утомляемость, головные и другие боли, потеря аппетита, ослабление иммунитета, проблемы со сном, резкая смена режима дня.
2. Расторможенность
Почти у трети первоклассников не сформирована мотивация к учебе, нет концентрации внимания, они рассеянны, неусидчивы и суетливы.
Для устранения признаков синдрома двигательной расторможенности нужны ежедневные прогулки, устойчивый режим дня, успокаивающие ванны перед сном. Чтобы развить внимание и произвольность, следует обратиться к специалисту и нейропсихолог для ребенка станет путеводителем в интеллектуальных играх с правилами — нардах, го, шашках, шахматах и др.
3. Новые режимные условия
Новый уклад жизни трудно воспринимается несамостоятельными и неуверенными в себе детьми, не посещавшими детского сада, слишком опекаемыми родителями. Их пугает все новое и неизвестное (неофобия), а избавление от этого в работе родителей и ребенка с психологом.
4. Непривлекательные обязанности
Эмоциональная незрелость детей вызывает тяжелые переживания из-за долгосрочного двигательного ограничения, выполнения трудных, неинтересных и скучных школьных обязанностей. В данной ситуации родителям следует помочь ребенку развить волевые качества посильной работой по дому, заключенной в игровую форму.
5. Первые неудачи в учебе, реальные и мнимые
Излишне требовательным родителям следует умерить свой пыл и не вызывать у ребенка страха перед неуспехом. Надо помнить: если нет поддержки со стороны самых близких, появляются болезненные переживания, что его не любят, что он виноват в неоправдании их надежд.
При имеющихся сложностях с учебой детский психолог для первоклассника является надежной опорой, он советует родителям убедить ребенка, что его любят не за успехи в школе, а за то, что он есть. При возвращении из школы надо поинтересоваться, как же прошел школьный день, что нового и интересного он принес; рассказать о своем прошедшем дне и его новостях.
При выполнении им домашнего задания избегайте критики, помогайте, если возникают трудности, но окончательно он должен справиться сам с трудной задачей, почувствовав от этого удовлетворение и уверенность в себе. Никогда не сравнивайте своего малыша с другими, это вызывает его пониженную самооценку.
6. Неприязнь или равнодушие учителя
Для первоклассника авторитет учителя равнозначен родительскому и если ребенок не чувствует учительского благорасположения — для него это равнозначно катастрофе. Однако и перевод в другой класс или школу является огромным стрессом для него. Поэтому очень важно не увлекаться завышенными требованиями к учителю, и если он не самодур, а профессионал, то найдет общий язык с ребенком.
7. Негармоничные отношения с одноклассниками
Умение общаться с одноклассниками, подчиняться правилам коллективной игры, ненасильственно решать конфликты, то есть социальная зрелость очень важна для начинающего школьника. Родителям следует насторожиться, если у него возникают постоянные конфликты, драки, если он агрессивен. Истоки агрессии надо искать в семье, разобравшись, в каких случаях были проигнорированы психологические потребности ребенка родителями, чьей модели поведения он подражает. Часто родителям самостоятельно не под силу разобраться с этой проблемой, тут нужна помощь специалиста.
Если над ребенком насмехаются и издеваются одноклассники, значит у него низкая самооценка. А дефекты внешности, проблемы со здоровьем, как это принято считать, здесь не играют никакой роли. При адекватной самооценке такой ребенок вполне может быть в классе авторитетным.
К низкой самооценке первоклассника приводят завешенные требования, частые наказания и унижения, недостаток внимания или низкий притязательный уровень родителей. Следовательно, родителям надо щедро хвалить ребенка, радоваться его успехам, даже скромным, поддерживать в разной деятельности его самостоятельность.
Если через месяц-другой с начала учебного года у ребенка не появилось друзей, родителям надо помочь ему обрести их. Следует побуждать ребенка к совместным играм со сверстниками, поучаствовать на равных в игре. Желательно, чтобы игры были несоревновательными, без побед и поражений, дабы исключить возможность конфликтов между детьми. Помогайте возникающие ссоры разрешать мирным путем. Очень важны обсуждения героев фильмов и мультиков, рассказов и сказок, дающие оценку настоящей дружбе и взаимопомощи, добрым и плохим поступкам.
Признаки успешной адаптации ребенка к школе.
Роль школьника будет успешно освоена первоклассником, если он с удовольствием посещает школу, без серьезных сложностей усваивает учебный материал, редко использует помощь взрослых при выполнении домашнего задания, а также хорошо отзывается об одноклассниках и учителе, то родителям можно быть спокойными, их ученик правильно включается школьную жизнь.